Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!Экзамен зачет учебный год 2023-2024 / Толстой Д. А. - История финансовых учреждений России со времен основания до кончины императрицы Екатерины Второй

.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.05.2023
Размер:
108.03 Кб
Скачать

Таким образом, Государственный Заемный Банк поставлен был в такое тесное отношение с Банком Ассигнационным, что судьба одного вполне зависела от судьбы другого.

Излагая основания и действия кредитных установлений в царствование Императрицы Екатерины 2, мы должны упомянуть об основанных в 1772 году при Опекунском Совете Воспитательного Дома Вдовьей, Ссудной и Сохранной казнах. Правила сих учреждений были следующие: 1) Вдовья Казна состоит из четырех классов; первый определяет вдовам 100, второй 75, третий 50, четвертый 25 рублей ежегодной пенсии. Полагая возраст вкладчика не свыше 25 лет, он должен единожды внести 240 рублей для первого класса, 180 рублей для второго, 120 рублей для третьего, и 60 рублей для четвертого класса. Величина вкладов находилась в прямой пропорции к летам вкладчика, то есть, чем кто старее, тем тот большую сумму должен вносить в кассу, сообразно особо составленной для того табели. Так что человек 60-ти лет вносил в 1-й класс 380 рублей, во 2-й 285 рублей, в 3-й 190 рублей, в 4-й 95 рублей. 2) Ссудная Казна выдавала в заем деньги от 10 до 1000 рублей, под залог золота и серебра, отпуская на оные не более 3\4 их цены, а на всякий прочий металл не свыше половины. Ссуды эти производились от 3 до 12 месяцев, со взятием при выдаче занимаемых денег по 6% на год. 3) Сохранная Казна принимала на сбережение капиталы, взимая при взносе единожды навсегда по копейке с рубля. Статуты этих трех учреждений заключают в себе самые твердые и основательные постановление, обеспечивающие вполне те частные лица, которые желали к ним прибегнуть, равно как и выгоды самой казны, принимавшей под заклад недвижимое имение не иначе, как удостоверившись в подлинности количества душ, в действительной принадлежности имения закладчику и в имеющихся на оном долге. Благодетельное это учреждение во все продолжение царствования Императрицы Екатерины 2 постоянно усиливало данные ему способы, как вкладами частных лиц, так и правительственными распоряжениями Государыни, беспрестанно увеличивавшей его капиталы.

Общий взгляд на развитие финансовых учреждений в России.

Познакомившись с развитием финансовых учреждений России в отдельности, не трудно представить общий характер и результат их, заслуги Государей, наиболее способствовавший устройству финансовой части, одним словом – историческое значение разных финансовых мер в различные царствования.

Прежде всего мы замечаем, что все финансовые источники появились незаметно, вследствие необходимых государственных нужд, что они дополнялись и улучшались постепенно, так сказать, обычно, и что преобразования, делаемые государями в управлении финансов, в древней России, были необходимыми следствиями обнаруживавшихся злоупотреблений, недостатков организации или даже распространения просвещения, требовавшего большей рациональности в системе финансов.

В истории финансов навсегда сохранятся имена Царя Иоанна Васильевича, Бориса Годунова и Царя Алексея Михайловича. Введение коммунального управления податного сословия и избавившее его от притеснений наместников и волостелей, конечно, есть важная государственная мера, благословляемая современниками и незабываемая потомством. Не менее замечательно установление казенного управления над мытами и перевозами, сделанное Борисом Годуновым. Если вспомнить сколько убытков терпел каждый селянин и торговец, везший произведения или товары свои в город, проезжая беспрестанно через частные или отданные Правительством в откуп мыты и перевозы, скольким подвергался от остановкам и замедлениям и всевозможным грабежам со стороны мытчиков и перевозщиков, то легко можно представить себе, какое благодеяние сделано было Годуновым его финансовою мерою. Заслуги Царя Алексея Михайловича в финансовом управлении еще несравненно больше. Он вовсе уничтожил мыты, равно как и некоторые внутренние таможенные пошлины, как то: въезжую тамгу, головщину, отъездную и грузовую пошлины с привозимых из-за границы и вывозимых товаров общим постановлениями, обнародованными в Новоторговом Уставе, устроил почты и стал вводить централизацию в местах главного управления финансами. Наконец, финансовый характер судопроизводства Русской Правды и судебников не оставил следов в Уложении. Но история, беспристрастная в своих выводах, должна поставить на вид и важные неустройства в одной части финансовой администрации, в царствование сего Государя, именно в монетной системе. Фальшивые понятия о государственном богатстве, общая тогда всей Европе, и вследствие того непомерное возвышение цены монетам, имели, как мы видели, последствия губительные.

С восшествием на престол Императора Петра Великого появляется совершенно иной характер в государственной администрации. Соответственно с этим, постепенное, обычное развитие финансовых учреждений прекращается; начинаются преобразования. Заимствуемые из государств чужеземных.

В эпоху Петра Великого много было сделано улучшений в устройстве финансовом, но тут же совершены были и такие преобразования в этой части, которые можно было допустить только вследствие необходимости и нового порядка вещей. При Петре Великом положено прочное основание горному промыслу и лесоводству, приложено было старание о распространении внешней торговли, преимущественно с Востоком, для чего Правительство следовало благоразумной запретительной системе, введена необходимая централизация высших правительственных учреждений, и наконец, хотя не было сделано больших улучшений в монетной системе, всегда принимались меры, чтобы не довести ее до упадка. Но вместе с тем уничтожена была посошная подать, составляющая древнюю русскую кадастрацию, подчинены были централизации властей местные управления, основанные на коммунальной системе, и введены некоторые поборы, прежде не существовавшие. Кратковременное царствование Императрицы Екатерины Алексеевной замечательно предположениями об улучшении налогов и введением вновь коммунальной системы при обложении податями. При Императоре Петре 2 соляная регалия была уничтожена и торговля солью объявлена свободною. Царствование Елизаветы Петровны одно из примечательнейших в истории русских финансов: внутренние таможенные пошлины, необходимо сопряженные с значительным ущербом для торговли, были уничтожены; отменены некоторые поборы, введены общие и определенные положения о рекрутских наборах; наконец основаны были Заемные Банки на прочных началах. Но вместе с тем, нельзя не упомянуть о том, что, вследствие уничтожения внутренних таможенных пошлин, увеличены были пошлины с привозимых из-за границы и вывозимых товаров, единственно из одних фискальных видов, равномерно и о том, что некоторые финансовые доходы отдаваемы были частным лицам, вельможам. Самое важное финансовое учреждение Императрицы Екатерины 2, бесспорно, есть основание ассигнационных банков, принесших в начале большие выгоды торговле и промышленности и сделавшихся впоследствии, по стечению разных обстоятельств, весьма вредными. Эта Государыня, желая улучшить состояние промышленности и торговли, уничтожила также некоторые мелкие пошлины и сборы с частных звериных и рыбных промыслов, и заботились об улучшении монетной системы.

Таковы факты и выводы, представляемые нам историей русских финансов. Они должны подкрепить нас в той мысли, что история наших финансов есть одна огромная картина, в некоторых местах более, в других менее оттененная, сообразно с временем и обстоятельствами, что были совершены многие полезные изменения в финансовом отношении, но что ни одно из них не провело резкой черты между старым и новым, совершенным уничтожением прежней системы и введением вновь созданной, подобно тому, что совершил Император Петр Великий в административной и военной истории России.

О развитии финансовых учреждений древней России сравнительно с государствами западной Европы в средние века.

Финансовые учреждения России, в рассматриваемое нами время, не были разъединенными, ни на чем не основанными фактами, не вызванными необходимостью, вследствие народного развития. Напротив того, они были произведения общественной жизни, общественных нужд и потребностей: они выросли из народа. Это не одно предположение, а несомненная истина, подкрепляемая историей государств, находившихся на одинаковой степени развития с Россией. Финансовые учреждения западной Европы в средние века были не только схожи с такими же учреждениями древней России, но были, можно сказать, одни и те же, и отличались одни от других не сущностью своею, но тем различием, которое существовало в самой организации властей и сословий государственных. Не только те же самые подати, сборы, регалии и т. п. встречаемых в истории Франции, Англии, Германии и Италии, но и те же постепенные видоизменения оных, почти тот же образ их взимания, и те же самые действия, производимые ими на податные сословия. Часто находим даже сходство в малейших подробностях финансовых мер.

Таким образом, подать поземельная переходила в этих государствах через все те виды, которые она имела в России, за исключением Франции, где она была окончательно утверждена только в царствование Людовика 15. В Англии же поземельная подать включила в себя подать поимущественную, вследствие тех же причин, по которым к составу посошной подати присоединен был сбор по животом и по промыслом, то есть во время войн и других чрезвычайных обстоятельств.

Подати платились, как у некоторых древних народов, в начале произведения земли, впоследствии этими произведениями и деньгами, и наконец одною монетою. На таких же основаниях, как в России, происходило избавление от податей. Должностные лица, управлявшие податями, получали от жителей различные припасы, точно определяемые, подобно тому, как встречаем в наших древних грамотах.

Ратная повинность равномерно была подчинена одинаковым правилам; так обмундирование и прокормление рекрута, взнос деньгами вместо рекрутской повинности происходили в западной Европе, как в современной России.

Внутренние таможенные и заставные пошлины, с теми же подразделениями, под одними и теми же названиями, существовали в средневековой Европе.

Все роды регалий, как то на вино, на соль, на табак, на произведения горные и др., были общие государствам германским, Франции, Англии и Италии.

Государственные имущества составляли равномерно у всех этих народов один из важнейших доходов казны.

Смотря на такое сходство финансовых учреждений западной Европы в средние века с современною ей Россией, не следует предполагать заимствований, или объяснять оное происхождением Руссов от племени германского. Это тождество финансовых постановлений было следствием одинаковости народного развития, точно так же, как сходство древних законов наших с законами германских народов. История западных славян вполне подтверждает наше положение. В Польше, Богемии, Силезии и у других славянских народов совершенно таким же образом развивались подать поземельная, собиравшаяся сперва произведениями почвы, а впоследствии деньгами. То же было содержание должностных лиц. Жители строили мосты, остроги и разные общественные здания и делали дороги. Крестьяне монастырские работали на королевских землях, как в России. Рыбная ловля, охота, винокурение и пр. составляли регалии Государей. Монетное дело в Польше, как в России, производимо было частными лицами, и преимущественно евреями, а в царствование Казимира Великого обращено было также в регалию. Наконец внутренние таможенные пошлины существовали во всех их видах.

И так не происхождением Руссов от племени германского или славянского, и не внесением в нашу историю одного из этих элементов, а одинаковостью степени общественной цивилизации объясняется тождественность финансовых учреждений России с государствами средневековой Европы. По этому в истории наших финансов мы можем также изучать отчасти процессы развития народа, равно как и самые его формы, и искать в нем всемирного исторического значения.

Рассматривая влияние, какое имели различные финансовые меры на благосостояние народное, мы должны сознаться, что в древней России оно никогда не было столь губительно, как в западной Европе. В истории нашей мы не встречаем ни принуждений покупать казенную соль, ни продажи Государями мест, должностей и титулов, для пополнения доходов, как в Англии при Якове 1, ни веротерпимости, покупаемой деньгами, как при Елизавете, не необходимости давать займы Правительству, под угрозой тюремного заключения, как при Карле 1, и тому подобных примеров государственного и народного грабительства. «Читатель может проникнуться одним чувством отвращения, говорит Пабло-Пебрер, «видя перед собою этот длинный ряд преступлений, насилий, жестокости, тиранства и несправедливости, которыми короли английские угнетали народ свой». Если мы и встречаем в нашем древнем отечестве отступления от правильных финансовых распоряжений, и даже несправедливости, то такие исключения не были мерами обдуманными, а только временными нарушениями, которые впоследствии уничтожались.

Сходство финансовых учреждений России с западною Европою продолжается в царствование Петра 1 и его преемников; но это сходство не имеет более основанием своим тождественность народного развития, а постоянные заимствования из стран чужеземных.

И так, история финансов России не есть только глава Русской Истории; но, заключая в себе факты, общие всем государствам и народам, она должна занять страницу в истории развития человечества.