Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / 4. Долгий парламент в I половине 1642 г. Формирование идеологии гражданской войны..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.12.2022
Размер:
38.44 Кб
Скачать

4. Законодательная деятельность Долгого парламента в первой половине 1642 г.: формирование идеологии гражданской войны.

В начале 1642 г. попытка короля арестовать лидеров парламентской оппозиции не увенчалась успехом. Карл уезжает из Лондона. Это знаменует новый этап политической борьбы в Англии, король оставил надежды разрешить конфликт с оппозицией мирным путём. Резиденция короля: сначала – Гэмптон-корт (19 км от Лондона); затем – Виндзор (около 30 км), так как Король не мог заниматься собирание армии во враждебной ему столице, ну и новости быстро доходили из Лондона.

11 Января 1642 г. Парламент тоже мобилизуется, приняв Акт, уполномочивающий лордов и общины переносить заседания парламента с места на места, если они увидят для этого причину.

Первоначально ни королю, ни парламенту не удалось создать боеспособной армии. В этот период им ничего не оставалось делать, как демонстрировать свое стремление к сохранению мира в государстве.

В следующем послании (20 января 1642 г.) Карл заявил, что готов даже пожертвовать частью своего достоинства, чтобы прекратить раздоры в государстве.

Парламентарии попытались воспользоваться ситуацией и направили (25 января 1642 г.) Королю петицию, в которой предлагали для укрепления безопасности передать Тауэр и другие важные порты и всю милицию в руки лиц, к которым парламент будет иметь доверие. Король ответил вполне сдержанно: признал, что все эти объекты должны быть в надежных руках, но право назначать их – это неотъемлемая прерогатива короля.

  1. Акт о лишении всех лиц духовных сословий правомочия осуществлять какую-либо светскую юрисдикцию или власть (5 февраля 1642 г.)

На этот раз приняли. Акт был направлен на ослабление политического влияния социальных групп, которые служили опорой королю в преддверии вооруженного столкновения. Самая надежная опора Короля в Парламенте – духовные лорды (епископы), по ним оппозиция и решила нанести удар. И хоть, как говорит Томас, у Короля была сильная поддержка в Парламенте, наглые Общины все-таки нашли способ заставить строптивых Лордов принять акт, прибегая к помощи лондонской толпы.

Король принял акт, так как к этому моменту Духовные Лорды все равно уже погоды не делали в Парламенте.

ВЫВОД: Этот акт отразил уменьшение значения Палаты лордов и одновременное умаление королевской власти. Соответственно, значение Палаты общин все больше возрастало, она всё больше подчиняла лордов своему влиянию и выступала от имени парламента в целом.

  1. Мобилизационный акт (13 февраля 1642 г.)

Запрещалось принуждать подданных Его Величества к военной службе за пределами своих графств, за исключением случаев внезапного вторжения на территорию королевства или когда они обязываются к этому своими земельными держаниями

  1. Ординанс о милиции (5 марта 1642 г.)

Вопрос о том, кому должна принадлежать власть над фортами и милицией королевства обострялся. Король был согласен назначать командовать фортами и милицией таких лиц, которые получат одобрение Парламента, и выдвинул требования:

а) Парламент должен указать, какой объем властных полномочий он будет предоставлять этим лицам;

б) И каким временем будет ограничен запрет на осуществление власти над фортами и милицией одним королем, без согласия парламента.

Далее в проекте Ординанса, переданном в Палату Лордов, не было выполнено ни одно из условий Карла I и даже не указана продолжительность запрета на осуществление власти над милицией в прежнем порядке (т.е. одним королем). В ординансе просто было указано, что совместная власть короля и парламента над милицией будет продолжаться до тех пор, пока это не будет изменено по совету и по желанию парламента.

Целью принятия ординанса, по заявлениям Парламента, была необходимость обеспечения безопасности личности короля, парламента и королевства во время постоянных угроз со стороны папистов и других зловредных персон.

Впрочем, юридическая конструкция государственного строя Англии, по мнению Томсинова, действительно предполагала, что в важнейших сферах общественной жизни действует Король-в-Парламенте. Поэтому контроль над милицией вполне логично было бы построить по этой схеме.

В проекте ординанса указывалось, что лицо, назначенное командовать милицией в пределах графства имеет следующие полномочия:

  1. Собирать и созывать вместе всех и каждого из подданных его Величества пригодных для военной службы и доводить их до боевой готовности.

  2. Назначать на должность своего заместителей, одобренных Парламентом (deputy lieutenants)

  3. Право назначать, смещать со своих мест полковников, капитанов и других офицеров

  4. Все данные полномочия только для подавления мятежей, восстаний и вторжений

  5. Если не повиновался – отвечал только перед Парламентом

Далее данный акт, по мнению В.Т., стал главным предметом споров между Королем и Парламентом. Его принятие Парламентом 16 февраля (Ordinance of Parliament еще) повлекли углубление раскола в политической элите Англии и Гражданскую Войну.

Король 28 февраля ответил мягким отказом на предложение утвердить этот законопроект:

  1. Полномочие наделять властью над милицией тех или иных лиц принадлежит по закону королю, а не парламенту;

  2. Если существующей власти для командования над милицией недостаточно, то только король может ее расширить;

  3. Король выражал согласие на такое расширение, если только оно будет выражено не ординансом, а парламентским актом.

Таким образом, произошло столкновение двух противоположных точек зрения:

  1. Король: по законам власть над милицией помещена только в нем для защиты народа;

  2. Парламент: командование над милицией не может быть предоставлено никому без власти и согласия парламента.

В этой ситуации Парламент принимает 5 марта 1642 г. “Ординанс Лордов и Общин в Парлменте” (согласие 2/3 парламентских корпораций (estates)), что не тождественно “Ординансу Парламента” (согласие всех корпораций).

Как подмечает ИГПЗСовых дел мастер, по поводу юридической силы Ординанса сразу возникли противоречия между королем и парламентом, так как фактически шел спор о контроле над военной силой в графствах. Кроме того, это был спор о прерогативах короля и парламента, о характере законодательной власти и о том, кому она принадлежит.

Парламент представил королю резолюцию, которая объявляла парламент самостоятельной законодательной властью, соответственно, Ординанс о милиции должен был соблюдаться населением по фундаментальным законам королевства.

Карла I же не устраивало следующее:

  1. Король был совершенно отстранен от осуществления власти над милицией;

  2. Новые правовые нормы вводились не статутом, а ординансом, т.е. нарушали порядок издания законодательных актов;

  3. Парламент присвоил себе полномочие единолично, без участия короля, издавать акты, имеющие силу закона.

В этой ситуации король и парламентарии прекрасно понимали, что Ординанс о милиции стоит ниже статута и предназначен скорее для приведения закона в исполнение, чем для формулирования новых правовых норм. А для приведения его в исполнение как раз и требовалось согласие короля, которого король так и не дал.

Тем не менее, парламент все-таки пошел на некоторые уступки: во введенном в действие Ординансе от 3 мая 1642

  1. Не были включены положения об угрозах со стороны папистов и других зловредных персон.

  2. Полномочия лиц, назначенных парламентом для командования милицией, действовали 2 года.

  3. Использовать власть над милицией им можно было только для подавления восстаний, мятежей и вторжений.