Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИГПЗС учебный год 2023 / Отсканировано 19.05.2008 17-51

.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
148.48 Кб
Скачать

Книга вторая ФГК 1804 г. «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» (ст. 516-710) была посвящена регламентации вещных прав и также исходила из классической римской клас­сификации: право собственности, владение, сервитут, узуф­рукт, узус, право проживания. В Кодексе ликвидировалось дореволюционное деление имущества на родовое и благопри­обретенное, и на первый план было выдвинуто деление вещей на движимые (в силу их природы или в силу определения зако­на) и недвижимые (по их природе, или в силу их назначения, или вследствие предмета, принадлежность которого они состав­ляют).

Центральное место в Книге второй ГК занимал институт права собственности. В трактовке права собственности виден отказ от феодальных представлений об условности, расщеплен­ности и родовом характере вещных прав. для составителей Кодекса разделённое право - это ослабленное право, и в связи с этим они сделали собственность индивидуальным и постоян­ным правом. В ГК была также использована римская трактовка понятия собственности как абстрактного и абсолютного права.

Так, центральная ст.544 ГК гласила «Собственность есть право пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами». Развивая революционные представления о незыблемости и неприкосновенности права частной собственности, Кодекс предусматривал, что собственник «Не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение». Важнейшей характеристикой права собственности согласно доктрине Кодекса было предельно широкое понимание режима собственности, исходя из почти абсолютного права присоединения: «Собственность на вещь, как движимую, так и недвижимую, даёт право на всё, что эта вещь производит, и на то, что естественно или искусственно соединяется с этой вещью в качестве принадлежности. Это право называется «правом присоединения»(ст.546)

Кодекс выделял три вида права собственности в зависимости от субъекта: индивидуальная, государственная и общинно-коммунальная. Преобладающее внимание уделялось индивидуальной частной собственности. Однако оговаривалось, что некоторые объекты могут быть только в государственной (порты, крепости и т.п.) или только в муниципальной собственности.

Индивидуалистический подход к праву собственности в ГК проявился также в широкой трактовке правомочий земельного собственника. Статья 522 предусматривала: «Собственность

На землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу». Практически это означало, что собственник земли становится полным и абсолютным хозяином всех природных богатств, обнаруженных на его участке. Такая редакция статьи была весьма невыгодной для промышленников и не учитывала интересы гос-ва в целом. Уже в 1810 г. Специальным законом было предусмотрено, что рудники могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предоставленной гос-вом.

Под владением в книге третьей ГК понималось «обладание или пользование вещью или правом, которые мы имеем или осуществляем, или при помощи другого лица, действующего от нашего имени» (ст.2228). Такое определение вело к разграничению непосредственного владения и непрочного обладания («обладания вещью другого»). Согласно ст.2229, чтобы за служить защиту закона, владение должно было иметь следую­щие квалифицирующие признаки: оно должно быть постоян­ным и непрерывным, мирным (спокойным), публичным (от­крытым), недвусмысленным (не возбуждающим сомнений) и осуществляться лицом в качестве собственника. Непрочное об­ладание не ведет к возникновению права собственности. В со­ответствии со ст. 2236 «лицо, которое владеет для другого, ни­когда не приобретает вещь за давностью. Так, арендатор, хра­нитель, пользователь чужого имущества и любой другой, не навсегда обладающий вещью ее собственника, не может ее приобрести за давностью». Однако такой обладатель мог предъ­явить судебный иск о владении (ст. 2282 и 2283).

Закрепляя в ГК 1804 г. положение о неограниченности пра­ва собственности, составители воспроизводили правила о сер­витутах (Титул 4 Книги второй), выработанные еще римскими юристами. Сервитут представлял собой повинность, лежащую на одном недвижимом имуществе, в целях пользования и упот­ребления другого имущества, при надлежащего иному собствен­нику (ст. 637). Сервитуты подразделялись с точки зрения осно­вания или причины их установления на сервитуты обществен­ного пользования и сервитуты частного интереса, сервитуты, основанные на естественном расположении участков, а также сервитуты, устанавливаемые на один участок для нужд пользо­вания другим по волеизъявлению собственников этих участков. По способу установления различались сервитуты по закону, по судебному решению, по сроку давности, по распоряжению гла­вы семьи или по соглашению собственников. В принципе было«позволено владельцам устанавливать на своих участках или в пользу своей собственности такие сервитуты, какие пожелают»(ст. 686).

В ГК также регулировался такой вещно-правовой институт, как узуфрукт (ст. 578-624). Это пожизненное «...в чистом виде, или на срок, или под условием» (СТ. 580) вещное право, носи­тель которого правомочен пользоваться принадлежащей друго­му лицу вещью и извлекать из нее выгоду при условии сохране­ния существа этой вещи. Узуфрукт мог быть установлен на дви­жимую или недвижимую вещь на основании предписаний закона или по воле человека. В отличие от сервитута, этот институт был ограничен продолжительностью жизни узуфрук­туария. Основания прекращения узуфрукта, помимо естествен­ной причины (смерть пользующегося), излагались в ст. 617-619 ГК.

В Кодексе были закреплены ещё два вещно-правовых института – право пользования чужой вещью и право проживания в чужом доме (Ст. 625-636), которые носили строго личных характер, принадлежали только управомоченному лицу и его семье, не могли им ни отчуждаться, ни передаваться, ни использоваться в целях извлечения доходов.

.

ilU 110 'I~