Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
24.58 Кб
Скачать

Common Law в юридической конструкции государственного строя Англии

Если рассматривать английский государственный строй через призму его правовых основ, то нельзя не прийти к выводу о том, что характеристики данного строя как строя «абсолютной монархии» или монархии «конституционной» являются слишком упрощенными и даже бессмысленными. Даже и в современной Англии конституционные установления не только не кодифицированы, но иногда и являются неписаными. Тем не менее, считается, что конституция в стране есть. Так же считалось и в XVII веке, когда король и парламент взаимно упрекали друг друга в нарушении конституции. Под «конституцией», «основным законом» понималась юридическая конструкция государственной власти. С этой точки зрения английская монархия была «конституционной» с начала своего существования.

Часто употребляя понятия «конституция» или «основной закон королевства», правоведы и парламентарии первых десятилетий XVII века, как правило, не давали им определения. При этом смысл этих понятий не вызывал споров. Под терминами «constitution» и «fundamental law» подразумевали не конкретную совокупность правовых норм, но common law в целом. Именно общее право считали главным юридическим фундаментом своей власти короли Яков I и Карл I, а также парламент.

Взгляд на общее право как на юридический фундамент государственного строя был связан с представлением о том, что оно основывается на обычае. Именно поэтому общее право имело высшую юридическую силу по сравнению с актами парламента – ведь парламент представлял только нынешнее поколение, обычай же считался таковым вследствие соблюдения и подтверждениями многими поколениями.

Английские правоведы XVII века не считали, что связь общего права с обычаем предполагает его неизменность; они прекрасно понимали, что common law со временем совершенствовалось. Однако тот же Э. Кук в своих трудах писал, что общее право неизменно. Более того, он отмечал, что общее право – древнейшая правовая система, даже более древняя, чем цивильное (римское) право. Такая позиция объяснялась их стремлением придать общему праву конституционное значение.

В условиях отсутствия публичного права общее право, гарантирующее личные и имущественные права подданных, становилось главным инструментом защиты индивидов от произвола государственной власти. Для того, чтобы общее право могло эффективно выполнять функцию защиты подданных от произвола власти, необходимо было, чтобы король и парламент не могли изменять его нормы. Потому и необходимо было создать доктринальные предпосылки для трактовки common law как возникшего и развивавшегося независимо от короля и парламента.

Конституционное значение общего права выражалось, таким образом, преимущественно в том, оно очерчивало сферу общественной жизни, в которую королевская власть вмешиваться не могла.

1