Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 22-23 / Авилов Суханов

.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
29.18 Кб
Скачать

Юридические лица в современном российском гражданском праве

Г.Е. Авилов, Е.А. Суханов

  1. Необходимо постоянно развивать институт юл, избегая отрицание любого предшествующего опыта и консервации заведомо отживших представлений. Конструкция юл не межотраслевая, а чисто гражданско-правовая, так как рождена потребностями имущественного оборота. Её назначение для учредителей в уменьшении риска имущественных потерь, переложение возможной ответственности на новый субъект – юл. Поэтому главная роль в конструкции юл не у «людского субстрата», а у имущества. Статус юл никак не предопределяет положения организации в публично-правовых отношениях, поэтому допустимо существование общественных объединений без прав юл, так как их деятельность не всегда требует участия в имущественном обороте. Подавляющее большинство опф юл – корпорации (искл – фонды, унитарные предприятия и учреждения). Сейчас это понятие условно, так как классические объединения капиталов преобразовались в «компании одного лица». Корпоративное право не нуждается в законодательном обособлении, так как это будет лишь детализация права лиц.

  2. Для установления статуса юл у организации обязательно в собственности должно быть имущество (наличие в праве РФ субъектов прав хозяйственного ведения и оперативного управления свидетельствуют о его переходном характере). Критика легального определения юл (п.1 ст. 48 ГК) – возможно, что всё имущество заключается в правах требования и пользования, но это означает, что имущественное положение юл зависит от надежности его контрагентов. Из-за низких требований к уставному капиталу предлагается отказаться от этой концепции для АО. (нельзя отказаться, так как тогда возможна волна афер) Реальная гарантия интересов кредиторов – чистые активы, об их размере и стоит думать. Деление на коммерческие и некоммерческие (ст 50): ведение предпринимательской деятельности под маской некоммерческой организации заведомо искажает существо и назначение соответствующей опф. Для гос и мун бюджетных учреждений (некоммерческих юл) практически невозможно поставить четкие границы между основной (некоммерч) и приносящей доходы (предпринимательской) деятельностью. В результате публичный собственник выпускает в оборот юл, оставаясь собственником их имущества и управляя их деятельностью, но практически не отвечая за её результаты. Имущественная база благотворительных, религиозных и иных общественных организаций должна формироваться за счет добровольных взносов и пожертвований их участников или за счет деятельности созданных этими организациями в качестве учредителей коммерческих юл, носящих сугубо вспомогательный характер и позволяющих сосредоточиться на основной деятельности.

  3. Совершенствование правового статуса хозяйственных (прежде всего акционерных) обществ. Российская концепция – результат применения крайне упрощенной американской модели в условиях континентального российского правопорядка. Проблемы: 1) неограниченное право выхода из ООО, влекущее за собой изъятие определенной части чистых активов. 2) некритическое заимствование нормы о крупных сделках и сделках с заинтересованностью повлекло большое количество споров о признании сделок недействительными, а значит нестабильность имущественного оборота. 3) Потребность пересмотра статуса АО из-за того что бездокументарные акции (единственная легальная форма эмиссии) не являются акциями, т.к. не обеспечивают своим обладателям ни обязательственных, ни корпоративных прав. Приобретатели находятся в обязательственных отношениях с «реестродержателями», становясь уполномоченными лицами в отношении определенного родовыми признаками имущества в виде пакета акций – по сути типичные инвесторы. А акции стали не «бездокументарными ценными бумагами», а финансовым инструментом осуществления инвестиций. Поэтому экономической сущностью АО стало форма осуществления крупных инвестиций (и частных, и государственных) с целью получения экономического контроля. В этих условиях важную роль приобретает регулирование «права концернов», т.е. взаимосвязанных компаний (материнские, дочерний и т.д.) Большое количество звеньев позволяет исключить возможность ответственности лиц, фактически руководящих реальными (а не дочерними) компаниями. В области законодательства необходимо объединить нормы о хозяйственных обществах и включить этот массив непосредственно в ГК.

  4. Неоправданно велико количество опф некоммерческих организаций. Причина: юл стали ошибочно понимать как межотраслевую категорию, ставшую обязательным атрибутом любого организационного оформления общественного образования. Для улучшения ситуации достаточно ввести норму, содержащую указание на наличие у той или иной организации прав юл и подчинение её правового положения нормам о некоммерческих организациях.